вторник, 15 сентября 2015 г.

Психологическая готовность к школе

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. 
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Венгер Л.А.

Известный советский и российский психолог Леонид Абрамович Венгер в двух предложениях, очень емко охарактеризовал суть феномена психологической готовности к школе. Появляясь на рубеже 6 и 7 лет, это явление характеризует такой уровень психического развития ребенка, который позволит ему легко и с удовольствием обучаться в начальной школе.

Психологическая готовность к школе - условие, необходимое при поступлении ребенка в первый класс. Это понятие является комплексным и включает в себя не только интеллектуальную, но и мотивационную, волевую, коммуникативную и эмоционально-личностную готовность. Незрелость даже одной из этих сфер может негативным образом сказаться на адаптации ребенка к началу школьного обучения и в пределе явиться причиной психогенной школьной дезадаптации (ПШД). Это понятие означает тотальную неуспешность ребенка по большей части школьных дисциплин, переживание им сильнейшего эмоционального стресса.

В контексте обозначенных выше рисков формирование психологической готовности ребенка к школе оказывается чрезвычайно важным мероприятием, которое нуждается в самом пристальном внимании родителей будущих первоклассников.

К сожалению, в ситуации массового стремления родителей воспитать уникальных в своем развитии детей-интеллектуалов из виду упускаются как естественные возможности всех сфер возрастного развития, так и индивидуально-типологические особенности личности ребенка. Интенсивные программы раннего развития, реализующие, как правило, стратегию акселерации (то есть ускоренного обучения), не учитывают возможностей ребенка и фактически могут серьезно травмировать его. Погоня за тотальной успешностью может обернуться полностью противоположным результатом. К наступлению возраста поступления в первый класс у ребенка уже может сформироваться выраженное негативное отношение к занятиям, урокам, любым нагрузкам учебного характера. С такими детьми чрезвычайно трудно работать даже опытным педагогам -профессионалам, а уж для родителей их воспитание представляет собой зачастую настоящее испытание.

Как же быть родителям, которые искренне заинтересованы в гармоничном развитии их ребенка? Вот некоторые рекомендации, которые помогут сориентироваться в проблеме психологической подготовке ребенка к школьному обучению - и не только в ней.

  1.  Будьте умеренны в своих требованиях, не насилуйте ребенка, если Вы видите, что он психологически не готов отвечать Вашим стандартам.
  2. Давайте ребенку позитивную обратную связь в случаях, когда он ее заслуживает. Покажите ему, что Вы радуетесь его успехам. Но не хвалите без причины - ребенок должен учиться осознавать и ценить свои сильные стороны и работать над слабыми.
  3. Уделяйте внимание эмоциональному развитию Вашего ребенка. Позволяйте выражать свои естественные переживания, говорите с ним на волнующие его темы, помогайте осознавать свои эмоциональные состояния. Не допускайте "замалчивания" конфликтов, подавления ребенком своих чувств. Уважайте мнение и чувства ребенка. При этом обратите Ваше внимание на необычные, не адкеватные ситуации эмоциональные проявления - это может быть как возрастным феноменом, так и индивидуальной чертой.
  4. Если Вы видите или предполагаете наличие проблем в развитии ребенка, обращайтесь за консультацией к психологу, логопеду, неврологу - чаще всего можно избежать колоссальных трудностей в будущем, просто предупредив их предпосылки в настоящем.
  5. Давайте ребенку нагрузку в умеренных пределах, не допускайте его переутомления - лучше разбить задание на несколько частей, чем подвергать еще неокрепшую нервную систему Вашего чада стрессу. При этом мягко тренируйте, развивайте его способность к усидчивости - лучше начать делать это заранее и в медленном, комфортном для ребенка темпе, чтобы к моменту поступления в школу это не было стрессовой ситуацией для его нервной системы.
  6. Приучайте ребенка к соблюдению режима сна, питания, занятий - это станет огромным подспорьем ему в дальнейшей школьной жизни.
  7. Предоставьте ребенку место для самостоятельных занятий, простор и все необходимые материалы для творчества. Приучайте держать в порядке свое игровое и рабочее место.
  8. Прививайте ребенку интерес к школе, формируйте ее положительный образ. Не пугайте его большой нагрузкой и ответственностью.
  9. Учите ребенка хорошим манерам, правилам поведения в обществе. Воспитывайте в нем уважение не только к старшим, но и к своим товарищам, вежливость, учите быть внимательным к тому, что говорят и делают окружающие.
  10. Любите ребенка, давайте ему почувствовать Вашу любовь! Не отказывайте ему во внимании и ласке - ведь Вы самые близкие для него люди в этом мире.

вторник, 8 сентября 2015 г.

"Психологический калейдоскоп" на Дне города в ГБОУ Школа №1293

5 сентября прошло мероприятие, приуроченное к празднованию 868-летия Москвы. Сотрудники образовательного комплекса №1293 подготовили для учеников, их родителей и всего педагогического состава множество интересных мероприятий на любой вкус. Коллектив психологов комплекса подготовил ознакомительно-развлекательную программу, в которую вошли занятия для всех возрастных категорий.
Для самых маленьких (дошкольников и младших школьников) были установлены стенды с играми, развивающими познавательные процессы (память, внимание, восприятие, мышление), сенсорную чувствительность, моторику и координацию. Кроме того, каждый желающий мог получить консультацию логопеда.
 

 






 Детям постарше (ученикам средней и старшей школы) мы предложили тестовые методики, выявляющие скорость и качество мыслительных процессов, уровень развития внимания, самоконтроля. Логопед провела увлекательные игры со словами, развивающие вербальное мышление, креативность и общую осведомленность ребенка. Подросткам были доступны профориентационные тесты.
 

 






Взрослые посетители обрели опыт расслабления и самопознания, погрузились в творческий процесс с помощью "Волшебных кругов" и получили ценные психологические советы в виде мудрых мыслей и афоризмов из "Мешочка Счастья".



Все желающие оставили свои добрые слова школе и поздравления Москве на "Поляне любви" и "Цветочном поле".





Без внимания не остался ни один из наших гостей. Все были довольны и, несмотря на ненастную погоду на улице, покидали нас в отличном настроении!

Адаптационные занятия в 1 классе

3 и 4 сентября в первых классах прошли адаптационные занятия. Для чего они были нужны?
  • Чтобы снять психоэмоциональное напряжение и расположить детей к общению;
  • Чтобы ребята начали лучше узнавать друг друга, интересовались одноклассниками и не боялись говорить о себе;
  • Чтобы сплотить детский коллектив, развить внимание и уважение к окружающим;
  • Чтобы дети стали лучше осознавать самих себя, свои привычки, желания и привязанности;
  • Чтобы укрепить положительное отношение к ситуации обучения в школе.

Вместе с психологом ребята выполнили несколько интересных упражнений, которые помогли им раскрепоститься, пообщаться, проявить свои личностные качества, а также выразить творческие способности.

















воскресенье, 6 сентября 2015 г.

Социально-психологическая служба ГБОУ Школа №1293. Цель, задачи, принципы, основные функции, формы работы.

Введение новых ФГОС и связанные с ними изменения в системе дошкольного и школьного образования определяют ряд новых функций социально-психолого-педагогической службы образовательной организации. Прежде всего, это касается включения в качестве результатов образования универсальных учебных действий. Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности данной службы.

Цель социально-психолого-педагогической службы школы № 1293 –

создание системы организационно-педагогических условий для успешной социальной адаптации воспитанников и обучающихся, формирование их личностных характеристик, отвечающих требованиям ФГОС, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития.

Задачи службы:

  • организация своевременной комплексной личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи воспитанникам и учащимся, а также тем из них, кто имеет проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находится в социально опасном положении;
  • содействие формированию эмоционально благоприятной атмосферы в детских и педагогических коллективах учреждения образования, семьях дошкольников и школьников и их социальном окружении;
  • предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений воспитанников и учащихся, пропаганда здорового образа жизни;
  • повышение психолого-педагогической культуры всех участников образовательного процесса, активизация и усиление педагогического потенциала социального окружения.

Принципы деятельности:

  • Личностный подход к ребёнку, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
  • Оптимистическая гипотеза – вера в ребёнка, опора на положительное в нём.
  • Объективность подхода к ребёнку – знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учёт возрастных особенностей личности.
  • Коммуникативность – способность к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей, координации со всеми субъектами социального воспитания (администрации школы, педагогов, родителей, врачей, психологов, юристов, местными и федеральными властями) для быстрого нахождения средств квалифицированной помощи.
  • Неразглашение информации о ребёнке и его семье.

Основные функции:

  • Диагностическая
  • Прогностическая
  • Консультативная
  • Профилактическая
  • Защитная
  • Опекунская
  • Организаторская

Формы работы:

  • анкетирование учащихся, родителей;
  • собеседование;
  • встречи с родителями;
  • исследования личности ребенка;
  • разработка индивидуальных программ, связанных с социализацией личности;
  • наблюдения с последующим анализом в информационных личных картах;
  • профилактические встречи, беседы различного назначения;
  • посещение семей детей, требующих особого внимания, с последующим анализом;
  • индивидуальная и групповая психолого-педагогическая работа;
  • оказание помощи в работе разных специалистов с детьми;
  • участие в работе Совета профилактики, педконсилиумов, родительских собраний;
  • оформление информационных стендов;
  • помощь многодетным и соц. незащищённым семьям;
  • организация работы Родительского клуба для родителей дошкольников;
  • организация работы Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательного процесса.

К специалистам – психологам можно (и нужно!) обратиться, когда есть трудности с усвоением учебного материала, появились проблемы в общении с одноклассниками, когда родителям и детям тяжело понять друг друга. Если подросток сомневается в выборе будущей профессии, выявить его склонности к определенным видам деятельности тоже поможет психолог. А кто еще поможет уставшему, делающему одномоментно несколько дел учителю? При необходимости специалисты службы посоветуют, куда еще обратиться за помощью.