Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Венгер Л.А.
Известный
советский и российский психолог Леонид Абрамович Венгер в двух
предложениях, очень емко охарактеризовал суть феномена психологической
готовности к школе. Появляясь на рубеже 6 и 7 лет, это явление
характеризует такой уровень психического развития ребенка, который
позволит ему легко и с удовольствием обучаться в начальной школе.
Психологическая
готовность к школе - условие, необходимое при поступлении ребенка в
первый класс. Это понятие является комплексным и включает в себя не
только интеллектуальную, но и мотивационную, волевую, коммуникативную и
эмоционально-личностную готовность. Незрелость даже
одной из этих сфер может негативным образом сказаться на адаптации
ребенка к началу школьного обучения и в пределе явиться причиной психогенной
школьной дезадаптации (ПШД). Это понятие означает тотальную неуспешность
ребенка по большей части школьных дисциплин, переживание им сильнейшего эмоционального стресса.
В
контексте обозначенных выше рисков формирование психологической
готовности ребенка к школе оказывается чрезвычайно важным мероприятием,
которое нуждается в самом пристальном внимании родителей будущих
первоклассников.
К
сожалению, в ситуации массового стремления родителей воспитать
уникальных в своем развитии детей-интеллектуалов из виду упускаются как естественные возможности всех сфер возрастного развития, так и индивидуально-типологические
особенности личности ребенка. Интенсивные программы раннего развития,
реализующие, как правило, стратегию акселерации (то есть ускоренного
обучения), не учитывают возможностей ребенка и фактически могут серьезно
травмировать его. Погоня за тотальной успешностью может обернуться
полностью противоположным результатом. К наступлению возраста
поступления в первый класс у ребенка уже может сформироваться выраженное
негативное отношение к занятиям, урокам, любым нагрузкам учебного
характера. С такими детьми чрезвычайно трудно работать даже опытным педагогам -профессионалам, а уж для родителей их воспитание
представляет собой зачастую настоящее испытание.
Как
же быть родителям, которые искренне заинтересованы в гармоничном
развитии их ребенка? Вот некоторые рекомендации, которые помогут
сориентироваться в проблеме психологической подготовке ребенка к
школьному обучению - и не только в ней.
- Будьте умеренны в своих требованиях, не насилуйте ребенка, если Вы видите, что он психологически не готов отвечать Вашим стандартам.
- Давайте ребенку позитивную обратную связь в случаях, когда он ее заслуживает. Покажите ему, что Вы радуетесь его успехам. Но не хвалите без причины - ребенок должен учиться осознавать и ценить свои сильные стороны и работать над слабыми.
- Уделяйте внимание эмоциональному развитию Вашего ребенка. Позволяйте выражать свои естественные переживания, говорите с ним на волнующие его темы, помогайте осознавать свои эмоциональные состояния. Не допускайте "замалчивания" конфликтов, подавления ребенком своих чувств. Уважайте мнение и чувства ребенка. При этом обратите Ваше внимание на необычные, не адкеватные ситуации эмоциональные проявления - это может быть как возрастным феноменом, так и индивидуальной чертой.
- Если Вы видите или предполагаете наличие проблем в развитии ребенка, обращайтесь за консультацией к психологу, логопеду, неврологу - чаще всего можно избежать колоссальных трудностей в будущем, просто предупредив их предпосылки в настоящем.
- Давайте ребенку нагрузку в умеренных пределах, не допускайте его переутомления - лучше разбить задание на несколько частей, чем подвергать еще неокрепшую нервную систему Вашего чада стрессу. При этом мягко тренируйте, развивайте его способность к усидчивости - лучше начать делать это заранее и в медленном, комфортном для ребенка темпе, чтобы к моменту поступления в школу это не было стрессовой ситуацией для его нервной системы.
- Приучайте ребенка к соблюдению режима сна, питания, занятий - это станет огромным подспорьем ему в дальнейшей школьной жизни.
- Предоставьте ребенку место для самостоятельных занятий, простор и все необходимые материалы для творчества. Приучайте держать в порядке свое игровое и рабочее место.
- Прививайте ребенку интерес к школе, формируйте ее положительный образ. Не пугайте его большой нагрузкой и ответственностью.
- Учите ребенка хорошим манерам, правилам поведения в обществе. Воспитывайте в нем уважение не только к старшим, но и к своим товарищам, вежливость, учите быть внимательным к тому, что говорят и делают окружающие.
- Любите ребенка, давайте ему почувствовать Вашу любовь! Не отказывайте ему во внимании и ласке - ведь Вы самые близкие для него люди в этом мире.